Вы должны включить Javascript в вашем браузере для оптимальной работы сайта и отображения разделов полностью.

3 эпохи украинского модернизма: запорожский конструктивизм, поздний модернизм и современный проект Ukrainian modernism

09.06.2023
9837

В сознании большинства людей Запорожье – это не об архитектуре. Это город-завод, город казацкой славы, город первой днепровской гидроэлектростанции. Но само строительство ДнепроГЭС в 1932 году повлияло на то, что Запорожье превратилось в уникальный модернистский проект. (Так его называет историк и руководитель портала «Запорожское наследие» – Павел Кравчук.) В конце 20-х гг. ХХ в развернулась индустриализация города: кроме Днепрогэса, возводился ряд предприятий тяжелой промышленности и началось строительство «Шестого поселка», где должны были жить работники этих объектов.

«Шестой поселок» (известный также как Соцгород) считался экспериментальным, ведь здесь впервые в украинской архитектуре применили квартальный принцип застройки. В каждом квартале в многоэтажных домах-коммунах должно проживать от 500 до 3000 жителей. В квартирах не было кухонь, потому что предполагалось, что люди будут питаться в местных клубах-столовых. Соцгород проектировался как полностью самодостаточная единица со множеством зданий общественного назначения. Библиотека, больница, школа, столовая, концертный зал все находилось рядом. Некоторые сооружения даже соединялись крытыми переходами, чтобы человек прямо из своего дома, не выходя на улицу, мог пройти к, например, клубу-столовой.

 

Архитектурный ансамбль «Шестого поселка» представлен 2 стилями: конструктивизмом и сталинской архитектурой (ампиром). Его создавали архитекторы из всего советского союза и других стран, в том числе США.

Запорожский Соцгород называют «заповедником конструктивизма», где сохранены лучшие образцы архитектуры 1930-х гг.

  • амбулаторный городок, включающий аптеку, диспансер и поликлинику. Все здания украшены армянским туфом и сохранили свой конструктивистский вид с теплым коридором-переходом между корпусами, длинными окнами-термометрами и т.п.
  • 4 дома-коммуна спроектированы Ольгой Яффе;
  • Круглый дом – возведен в виде подковы и имеет разную этажность с внешней и внутренней стороны;
  • 2 дома-пропилеи архитектора Лаврова, напоминающие гробницу римского пекаря Марка Вергилия Эврисака;
  • дома-вставки авторства того же мастера, что является аллюзией на ворота Иштара к Древнему Вавилону.

 

Еще ряд конструктивистских зданий «Шестого поселка» после послевоенного восстановления значительно утратил стилевые черты модернизма, а был модифицирован по канонам неоклассицизма. Такими объектами стали:

  • клуб-столовая, впоследствии ставший Дворцом культуры металлургов;
  • гостиница для представителей Совнаркома, превратившаяся в общежитие;
  • школа-гигант, одна из немногих сохранившихся в Украине такого типа. Первоначально здесь размещалось 2 школы, а сейчас в измененном здании находится Инженерный институт Запорожского национального университета;
  • библиотека Соцгорода.

 

В 1950-х годах на территории соцгорода появились:

  • концертный зал им. М.Глинки;
  • 7-этажная башня архитектора Козлинера;
  • самая высокая башня Запорожья – башня Коксохима, напоминающая башни европейских городов;
  • дома-ворота на центральном проспекте;
  • и ряд сооружений в частности вдоль Соборного проспекта.

«Шестой поселок» – стал первым и единственным комплексным градостроительным решением межвоенного модернизма, воплощенным в Украинской ССР. В 30-е годы сюда даже привозили пионеров из Казахстана, чтобы показать это архитектурное и индустриальное чудо. Его феномен в рамках учебной программы изучают архитекторы многих западноевропейских стран, а с 2019 года начались процессы по подготовке к внесению Соцгорода в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на это, в современном украинском обществе архитектура модернизма пока не получила широкого признания как явление, которое имеет ценность и требует охранного статуса. Исправить это пытается Дмитрий Соловьев – основатель проекта Ukrainian Modernism, направленный на популяризацию и сохранение модернистского наследия Украины, 1960-1980х годов. Именно на этот период, после начала «борьбы с излишествами» в СССР, пришлась вторая волна развития украинского модернизма. Первая – эпоха конструктивизма, во время которой и возводился Запорожский Соцгород, закончилась во второй половине 1930-х с приходом «сталинского ампира». Дима сам из Запорожья и мы решили пообщаться с ним о городе и его проекте.

 

С чего началась твоя любовь к модернистской архитектуре и сыграло ли в этом роль Запорожья?

  • Нет, пока жил в Запорожье, я не интересовался такой архитектурой и не понимал, в чем особенность запорожского соцгорода. Все началось с 2014 года. Я уехал в Варшаву, она меня поразила своей архитектурой, особенно Дворец культуры и науки. И с того времени я стал одновременно интересоваться архитектурой и фотографией. Поняв, что архитектура ХХ века меня больше всего привлекает, я начал путешествовать, чтобы на нее посмотреть. Эти поездки принесли понимание, что модернизм для меня самый интересный, из-за своей философии, и самый красивый. В 2018 году я вернулся в Киев и увидел, в каком печальном состоянии здесь модернистские постройки. Как объекты разрушаются застройщиками и жителями из-за утепления, мозаики – из-за декоммунизации. Мне стало так больно, что наше наследие уничтожается бездумно или даже намеренно. И я решил с этим что-то делать. Тогда я создал Instagram-аккаунт Ukrainian Modernism, который сейчас имеет 92,2 тыс подписчиков, среди которых 60% иностранцы.

В чем миссия твоего проекта?

  • В первую очередь это просветительский проект относительно ценности сохранения украинского модернистского наследия, его важности для нашей идентичности. Особенно в условиях, когда законы по его сохранению не очень действуют, только тогда, когда будет понимание ценности этой архитектуры, люди начнут думать, прежде чем ее сносить или уничтожать. Начинал я только с просветительской деятельности, а дальше уже делал и мирные акции протеста, и реставрационные инициативы и т.д., поэтому миссия проекта так многослойна.

 

Ты занимаешься этим уже 5 лет, чувствуешь ли, что за это время хоть немного приблизился к цели?

  • Достижения есть, но это – капля в море. А кроме того, с началом войны многое надо начинать заново. Потому что многие люди почему-то решили согласиться с посягательствами Путина на то, что все наследие советского союза – это российское. Хотя, по моему мнению, очень неправомерно отдавать наследие УССР и говорить, что это российское, несмотря на то, что создано оно украинцами. Многие сейчас ставят «=» между советским наследием и россией. Стало сложнее доносить, что это не россия, не путин создают эти мозаики и здания, а украинские архитекторы и художники, которые вкладывали свою душу в эти работы. И притом, что модернизм не является советским изобретением, а общемировым искусством.

Ты исследуешь украинское архитектурное наследие модернизма, фотографируешь его и рассказываешь о нем в социальных сетях. Расскажи, чем еще занимаешься в рамках проекта?

  • Беру интервью у архитекторов, езжу в исследовательские экспедиции, организую восстановление объектов. Например, за предыдущий год я инициировал реставрацию мозаики в Ивано-Франковске и Макарове, а также витражей корпуса КНУ, поврежденных во время российских обстрелов 31 декабря 2022 года. Также я провожу тематические экскурсии по Киеву, Ивано-Франковску и Запорожью. Буду рад всех видеть. Следите за анонсами в Instagram. Даю интервью для украинских и зарубежных изданий. За прошлый год про проект написали в The Washington Post, The New York Times, а на днях вышел материал CNN.

Круто! Во время полномасштабного вторжения возрос интерес международного сообщества к украинской архитектуре?

  • Да, конечно! Очень заметно.

Часто ли иностранцы бывают на твоих экскурсиях?

  • Иногда бывают. Но чаще для них я провожу индивидуальные экскурсии. Однажды гостями были представители GIZ, а также команда Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Раз даже практиковал онлайн экскурсию.

Что дальше в планах по проекту?

  • На самом деле, очень много всего. Хочу сделать интерактивную карту памятников архитектуры модернизма, систематизировать сведения об архитекторах, издать фотоальбом, осуществить экспедицию для исследования модернистской архитектуры в Карпатах, реализовать проект по восстановлению мозаик на автобусных остановках. Сейчас все упирается во время и финансирование. У меня нет команды и я не могу сам все менеджерить. Финансирую все проекты и исследования преимущественно тоже самостоятельно и иногда при поддержке любителей украинского модернизма, которые донатят на патреон. Для некоторых инициатив создаю сборы и люди тоже донатят.

Звучит очень круто. А сейчас еще 3 коротких вопроса с твоими ТОПами.

ТОП любимых украинских архитекторов/художников модернистов?

  •  Владимир Мельниченко, Михаил Мурафа и Владимир Прядко.

ТОП любимых модернистских построек в Украине?

  • Нет. Их так много и все они классные. И я не люблю сравнивать. Что-то более топовое, что-то менее.

ТОП любимых мест в Запорожье?

Кстати, вот вам интересна история о тысячелетних святилищах на острове Хортица.

Желаем Диме успеха в реализации задуманного, запорожскому Соцгороду и украинским модернистским памяткам – признания, а всем нам – победы.

 

Отзывы 0

Нет отзывов

Подпишитесь на рассылку новостей и предложений от discover.ua и наших партнеров

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с Правилами и условиями.